Как сформировать адекватную самооценку у ребенка

Мы часто слышим от представителей старшего поколения, что дети сейчас не такие, как раньше, да и многие родители замечают необычность поведения современных детей. Это особенные дети – они как будто реагируют на какие-то неизвестные изменения внешнего мира, попутно создавая множество проблем родителям и учителям. Скорость и объем информации, а также новая жизненная идеология делают их абсолютно непохожими на собственных родителей в детстве. 

В то же время большинство родителей оказались в тупиковой ситуации – старый подход к воспитанию детей уже не работает, а нового подхода никто не предложил. В результате детско-родительские отношения осложняются множеством не самых приятных оттенков – чувством родительской неполноценности, вины и беспомощности, тревогой по поводу того, что с ребенком «что-то не так», вспышками гнева, что, несомненно, оказывает негативное влияние на самооценку ребенка и на его психику в целом.

Среди последствий формирования неадекватной самооценки у ребенка в первую очередь стоит отметить следующие: 

– навязчивые страхи, повышенная тревожность и депрессия;

– плохая успеваемость в школе, проблемы в отношениях со сверстниками, проблемы с самоопределением и пассивность;

– самоповреждение, различные виды зависимостей;

– нарушение пищевого поведения и т. д. 

В то же время большинство родителей не имеют ни опыта, ни понимания, ни каких-либо действенных инструментов, чтобы помочь своему ребенку в подобной ситуации. И основная проблема заключается в том, что родители полностью отрицают свою собственную ответственность за происходящее. Поэтому первый и самый важный шаг на пути формирования у ребенка адекватной самооценки – это признание того факта, что именно родители являются ее авторами. Именно семейное окружение сознательно или бессознательно транслирует ребенку то, кем он есть на самом деле и является ли он «ценным» и «значимым» в этом большом и абсолютно новом для него мире. 

С самого рождения ребенок начинает делать выводы о себе по тому, как о нем заботятся, насколько взрослые чувствительны к его потребностям и чувствам, насколько его принимают и любят таким, какой он есть. Если же ребенок чувствует себя нелюбимым и незначимым, а иногда и вовсе «нежеланным», то и адекватной самооценки от него ждать не стоит. 

Идея о том, что «трудности только закаляют характер», – опасный миф, не имеющий никакого отношения к современным детям. Если ребенка все время воспитывают, вместо того чтобы утешать, или бросают без помощи, когда он в ней очень нуждается, происходит длительное отравление стрессом, и с освоением мира и самооценкой возникают серьезные проблемы. 

Другой, не менее серьезной опасностью для адекватной самооценки является гиперопека, которую современные родители часто путают с любовью и заботой. Почему же так получается, что на фоне полного внешнего «благополучия» семьи у ребенка возникают проблемы с самооценкой? В первую очередь потому, что столь естественные потребности ребенка во взрослении, в отделении, в получении собственного опыта (в том числе и негативного) отрицаются родителями. Какие бы иллюзии ни питала на этот счет мама, ребенком это воспринимается как насилие; он оказывается «пленником родительской любви», и о формировании адекватной самооценки тут говорить не приходится, поскольку в таких семьях существует своя собственная, «особая» реальность.

Такие семьи можно распознать по нескольким признакам:

  1. Ребенок является центром внимания семьи, родители стремятся максимально удовлетворить его потребности, и в то же время по отношению к ребенку существуют множественные запреты и ограничения.
  2. Родители ставят перед собой очень высокую моральную планку, и такие же требования ставятся перед ребенком, что, как правило, не соответствует ни его возрасту, ни его возможностям.
  3. Любые проявления самостоятельности ребенка блокируются и вызывают у родителей страх. Родители стремятся «жить одной жизнью» с ребенком, или даже «вместо» ребенка, заслонить его от нормативных переживаний и трудностей.
  4. У ребенка (подростка) есть проблемы с самооценкой, он является инициатором или жертвой буллинга, налицо сопутствующие психологические проблемы и психосоматика.

Почему же благие родительские намерения приводят к плачевному результату? Проблема заключается в том, что родители, практикующие гиперопеку, сами являются жертвами родительской «нелюбви». Часто их личная жизнь также складывается недостаточно хорошо, поэтому ребенок – это основа всей их эмоциональной жизни. Часто в таких семьях отцы либо отсутствуют вовсе, либо всячески отстраняются от общения с ребенком. На такого ребенка возлагается непосильная ноша – возместить все пробелы и неудачи собственных родителей. Такая ситуация весьма опасна для самооценки ребенка, поскольку он вынужден отказываться от права быть самим собой в угоду интересам родителя. 

Можно сказать, что самооценка ребенка – это «оценка» психологической зрелости родителей. Не пытайтесь изменить ребенка, меняйтесь сами. Ребенок – это Ваше зеркало. Начните с себя, подумайте, все ли хорошо с Вашей собственной самооценкой.

Если же Вы заметили, что у Вашего ребенка уже есть значительные проблемы с самооценкой, тогда все же лучше обратиться к специалисту, который подскажет, на что стоит обратить внимание в первую очередь.

Изменить сложившуюся ситуацию в семье непросто, поскольку в ее основе лежат серьезные психологические проблемы самого родителя, которые он склонен, как правило, отрицать. Психологическая помощь детям и подросткам с неадекватной самооценкой – это вопрос не только квалификации специалиста, но и изменения поведения и эмоционального фона родителей в целом, поэтому помощь в такой ситуации требует времени и активного участия родителей в этом процессе. Многолетний опыт различных специалистов по работе с такими семьями свидетельствует о том, что наилучший результат достигается именно благодаря психотерапевтической помощи не ребенку, а родителям.

Жанна Калачева-Эндик

аналитически ориентированный психолог, сертифицированный системный расстановщик, преподаватель Юго-Восточного Института Психоанализа, руководитель Центра развития детей и подростков, автор тренингов, лекций и терапевтических групп

Контакты:

г. Запорожье

тел.: +38 068-654-27-70 (Viber), +38 066-536-20-28

Страница в ФБ: https://www.facebook.com/profile.php?id=100009842790707

Оставьте ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.