Половое воспитание ребенка от А до Я

«Ты мальчик или девочка?» – спрашивают родители двухлетнего сына. «Мальчик», – утверждает он. Это первое осмысление, в котором ребенок понимает свою индивидуальность. На втором году жизни он еще не называет себя «Я» и не выделяет себя среди других людей. Ребенок уже умеет называть свой пол, но объяснить, чем он отличается и почему это так, пока не может. Со временем в речи ребенка появляется местоимение «Я». В этот период идет интенсивное освоение половых ролей. Дети уже знают о некоторых различиях в требованиях к играм, занятиям, стилю поведения мальчика и девочки. Информация о том, как вести себя, каким должен быть ребенок, обеспечивается разъяснениями взрослых. Наблюдая за реакцией значимых людей, ребенок делает выводы о соответствии или несоответствии своего поведения. 

Большое значение имеют доверительные отношения между родителями, когда в паре есть эмоциональная свобода и откровенность. Спокойное отношение родителей к телу и его наготе, отсутствие жестких ограничений и запретов, готовность откровенно обговаривать с детьми деликатные проблемы, которые их волнуют, все это способствует формированию адекватного полоролевого поведения ребенка, а через него – здорового отношения к сексуальности.

Выстраивая стратегию полового воспитания, необходимо учитывать возрастные и психофизиологические особенности ребенка. Информация должна быть доступной и полностью понятной ребенку. Например, уже в год-два через правила гигиены очень легко обучить ребенка физиологии и названиям гениталий. Очень важно, обучая ребенка гигиене, детально говорить о строении половых органов и правильно их называть. Если не сделать этого, то ребенок начинает стесняться своего тела; формируется первое табу: половые органы – это что-то постыдное, запретное и нехорошее, и об этом нельзя говорить.

В возрасте 3-4 лет ребенка следует обучить «Правилам трусиков». Важно донести ребенку, что трусиками мы прикрываем очень важные для нас части тела. Такие правила существуют в нашем обществе, и мы их соблюдаем. И, конечно, ребенку нужно сказать, что никто из взрослых не имеет права трогать его или проводить какие-либо манипуляции. Таким образом, через половое воспитание уже в трехлетнем возрасте мы формируем у ребенка такие понятия, как личностные границы, социальные нормы и принятие своего тела.

В возрасте 5-6 лет в ребенке отчетливо виден будущий взрослый. Он проходит путь от первых физиологических потребностей до духовных интересов. Изначально полностью зависимый от среды, ребенок постепенно выделяет себя из нее, осознает свое физическое и психическое «Я», начинает осмысливать собственные ощущения и эмоции.

Понимая закономерности психосексуального развития ребенка, становится актуальной проблема сексуального воспитания ребенка уже в дошкольном периоде. Дети по своей природе – исследователи. Им жизненно необходимо получать новую информацию, проигрывать ее, с последующим усвоением определенной социальной роли во взрослой жизни. Вопрос: «Откуда появляются дети?» возникает уже в дошкольном возрасте. Родителям нужно помнить, что ребенок, сформулировав вопрос, получит на него исчерпывающий ответ. Получить информацию на волнующий вопрос он может двумя способами.

Первый – это хаотический или бесконтрольный. Информирование происходит случайно через телевизор, интернет. Девяносто процентов детей узнают о половых различиях и сексуальных отношениях от ровесников и друзей. В этом и заключается корень проблемы: дети рассказывают детям о сексе! Естественно, что эта информация искажена, и часто не соответствует действительности. В моей практике был случай, когда маленькая девочка сильно переживала, что может забеременеть из-за того, что ее трусики лежат рядом с папиными в ящике с грязным бельем.

Второй способ – это целенаправленное спланированное воспитание. Цель воспитания: ознакомить подрастающее поколение в общем или конкретного ребенка в частности с половыми различиями и сексуальностью. В основе психосексуального образования заложены понятия ответственности, безопасности и добровольности.

Все варианты детского поведения и сделанных выводов предусмотреть невозможно. Важно, прежде всего, помнить о том, что интерес к телу и строению половых органов есть у всех детей, а удовлетворение его зависит от познавательной активности ребенка. Однако если интерес был блокирован или ребенок имел очень ограниченное знакомство с миром, неудовлетворенность будет сохраняться до тех пор, пока не будет закрыта, и пока ребенок не освоит и не переживет увиденное. Но чем позже это произойдет, тем больше будет вероятность эмоционально-негативной окраски воспринятого, как недопустимого, постыдного, грязного и др.

Приступая к половому воспитанию своего ребенка, родителям следует помнить, что это не лекция, а скорее разговор. Ответы должны быть честными, четкими, и не стоит искать удобного случая, чтобы вылить на ребенка накопившуюся информацию. Часто взрослые думают, что сексуальное воспитание сводится к разговору, откуда берутся дети или о сексе и контрацепции. Это не так. Сексуальное воспитание начинается с первых дней ребенка. Если родители сексуально грамотны, ребенок от этого только выиграет. Однако многие взрослые даже не задумываются о том, что мало знают о сексе, и тем более о том, как правильно донести ребенку информацию.

В таком случае необходимо найти квалифицированного специалиста, который честно ответит на все возникшие вопросы у ребенка. Будет хорошо, если специалист поговорит со всеми членами семьи. Это сделает отношения внутри семьи более открытыми.

Зачем нужен специалист? К сожалению, сейчас много недостоверной информации о межполовых отношениях. Ребенок принимает за истину найденную информацию в интернете или услышанную от друзей, а это негативно повлияет на дальнейшее психосексуальное развитие. При разговоре со специалистом информированность будет проходить в верном направлении, не травмируя психику ребенка. Есть еще один плюс в разговоре с квалифицированным специалистом – родители могут повысить собственный уровень знаний в сфере сексуальных отношений, что даст положительное влияние на атмосферу в семье. 

Оксана Лось

кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики дошкольного и начального образования, член Ассоциации сексологов и сексотерапевтов Украины

Контакты:

тел.: +38 050-645-13-98 (Viber, Telegram)

Страница в ФБ: https://www.facebook.com/profile.php?id=100001324640128

Оставьте ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.